— Спрятать меню

Андрей Григорьев, режиссер, драматург: “Первое, что важно человеку, который берет в руку камеру, – это выбор темы. Идея фильма должна настолько захватывать, чтобы внутри съемочной группы не заходили разговоры о деньгах, и только в этом случае вы на верном пути!”

Досье

Образование: ЕГТИ, мастер – Николай Коляда

Значимые работы: «Балканская звезда» документальный фильм о сербском кинорежиссере Эмире Кустурице.

«На краю земли» документальный фильм о детях Косово и Метохии, детский взгляд на послевоенную действительность.

«Васенин» документальный фильм о русском ветеране Николае Васенине.

Андрей ГригорьевЛитературные работы, пьесы: «Скорлупа», «Женщина-облако», «Детское небо»

Награды: фильм «Балканская звезда» был награжден на кинофестивале в Польше спецпризом Романа Полански, в Сербии на кинофестивале «Kustendorf» – 2012 награжден как лучший дебют молодого автора.

Досье фильма «Васенин»:

Бюджет: 2 млн рублей, потрачено около 1 млн рублей.

Съемочная группа: режиссер, 2 оператора, звукооператор, актер постановочных сцен – дублер Васенина в годы Второй Мировой.

Где снимался фильм: поселок Новоберезовский, Кировская область село Пышак, во Франции в Париже, в Сан-Сарле Ан Волуар.

Съемочный период: с октября 2013 года и продолжается по сей день, из него 7–8 съемочных дней с Васениным (интервью).

Премьера: ожидается во второй половине года, 9 мая состоится предпоказ и пресс-конференция в кинотеатре «Салют».

Наша студия независимая в планетарном масштабе, поэтому мы можем позволить себе многое. Мы свободны в выборе темы в отличие от крупных московских киностудий. То есть кто-то находится в мощных предлагаемых обстоятельствах и поэтому не может замахнуться на такую роскошь типа: «Ой, а давайте снимем фильм с бюджетом в 2 млн рублей!» Такое явление редкость в наше время, это надо ценить и поддерживать. На нас должны обращать внимание!

Андрей ГригорьевМне интересно документальное кино, оно для меня как пластилин. В нем я могу найти больше многогранных образов. И считаю, что художественное кино более замощенное и имеет некие выработанные каноны. Понятно, что можно выдумывать, но я по своей натуре люблю изобретать велосипеды!

Я освоил всю киноиндустрию от идеи до абсолютного воплощения. Соответственно, я знаю, что требовать от людей, которые работают со мной, то есть какие иметь запросы к результатам их работы. Потому что знаю, как сделать и иной раз могу сделать лучше!

Хочу ли я зарабатывать на любимом деле? Конечно, но коммерческий уровень мне в принципе не интересен. Понимаешь, на наши фильмы ходят так же как на «Пираты Карибского моря». Многие просто не могут попасть в зал. В Москве, в Киеве, в Сербии люди не могли попасть на сеансы «Балканской звезды». Объявлено было всего за день до показа, что он действительно состоится. В Киеве, когда была премьера, в кинотеатре «Панорама» вначале планировался один зал, но по потоку людей, желающих посмотреть фильм, выделили в три раза больший зал. Успех был построен на публичном внимание, как к самому главному герою, так и на содержании фильма.

Мы работаем по принципу: «Стерпится – слюбится»! Мы начали работать над фильмом, мы не спрашивали дозволения, мы знали, что в любом случае получится хороший фильм. После нас хотели сделать «ответку» в Аргентине, снять фильм про Марадону в Буэнос-Айрасе, в Германии хотели снять фильм про Кустурицу, потому что он работал над проектом «Черная кошка, белый кот», в самой Сербии хотели снять фильм, но мы всех опередили.

Андрей ГригорьевСам Эмир очень хорошо оценил мою работу. Он пригласил нас на премьеру в Сербию и сделал это не как обычно, оплатив один билет, а оплатил два авиабилета – для меня и моей спутницы Елены Гецевич, которая тоже была монтажером фильма. Мы вместе с ней собирали это кино. На премьере было очень много его друзей, кинорежиссеров и не только. Это Ким Ки Дук, братья Дарденн, президент Сербской Республики Милорад Додик. Также было много зрителей и прессы, такие издания как BBC, Independent.

И до сих пор мы продолжаем общаться с Эмиром. Недавно он приезжал в Екатеринбург. Последний раз мы виделись в январе в Сербии, а он приехал в Россию навестить меня в марте.

Я считаю себя патриотом. Но для меня фактор патриотизма не стоит на первом месте в истории «Васенина». В первую очередь для меня важно показать ценность судьбы человека, его истории, его жизненных перипетий. Каждый год его жизни наполнен такими деталями, что порой в Голливуде платят большие деньги, чтобы выдумать такие истории. А здесь реально существующий человек.

Васенин – это фильм-портрет. То есть мы идем по антологии его жизни и это главная идея фильма. И, конечно, хочется увековечить память такого храброго героя, как Васенин, перед нынешним поколением.

Конечно, фильм должен отвечать на вопрос: «Почему именно он?» Но мы бы хотели, чтобы после увиденного на экране у зрителей не возникло даже желания задать такого вопроса.

Для меня один из важных факторов, что человек пройдя такой путь, такую сложную судьбу не озлобился. Хотя мог.

Андрей ГригорьевУ него такие руки, что я вообще немцам не завидую. Были эпизоды в жизни, когда он брал немецкие дивизионы голыми руками. Он вышел к фашистам без оружия и предложил им сдаться. Внушил им, что они окружены, а на самом деле в горах стояли муляжи, но немцы поверили и сдались! После чего он поместил врагов в их же грузовики. Я спросил: «Николай Васильевич, что вы делали дальше с 200 солдатами вражеской армии?» Он ответил: «Так у меня укрепление в школе было, я их туда и доставил». А затем после освобождения этого города он даже стал его комендантом.

Конечно, это невероятная история любви. Что Васенин герой, тут, как говорится, и без бутылки можно разобраться. Это аксиома. И каждый это понимает. Наши прадеды отважно сражались с фашизмом, и благодаря их отваге в нашу страну на протяжении 70 лет никто не сунулся с оружием, были военные конфликты, но никогда на нашей территории.

Зачем я снимаю фильмы? Все очень просто. Чтобы выйти из кинотеатра, а к тебе подходят девчонки и говорят: «Пойдешь с нами коньяк фигачить?» А я такой: «Пойду!»

Мне кажется, что художник перестает быть художником, когда он хочет что-то навязать. Он не должен воспитывать, заниматься нравоучением. Зритель сам придет к этому посредством художественных образов, которые приведены в фильме. Художник может только направлять, но сама суть заключается в том, чтобы каждый увидел все по-своему. Допустим, читая одну и ту же книгу через каждые три года, ты видишь что-то новое. И здесь также. Мы хотим запечатлеть историю. Хотим рассказать ее настолько хорошо, насколько можем.

У нас лучшая кинокомпания в России. С этим трудно поспорить. В России не снимают подобных проектов. То, что сегодня документальное кино создается здесь в 10 кв метрах в маленькой студии, это круто. Правда, всегда есть сопутствующие препятствия.

Очень много времени уходит на то, чтобы отапливать космос. Берешь на себя одновременно много функций. Например, завхоза, продюсера проекта и др. То есть ты постоянно должен думать о том, чтобы были деньги на продолжение съемок, на монтаж, на анимации. И на это уходят определенные силы, ведь не всегда ты встретишь такого человека, как Евгений Ройзман, который, не обращаясь ни к кому за помощью, возьмет и решит финансовые проблемы сам, заплатив из собственного кармана. Я встречал лишь двоих таких же людей, которые помогли в трудную минуту. Это Евгений Шараварин – мой друг, мы вместе снимали фильм в Косово на тему послевоенной действительности глазами детей, и в Максим Мирсиянов в Нижнем Новгороде. Все они против публичного упоминания, но для меня это настоящие герои.

Евгений Вадимович – абсолютно доступный человек. Я записался на прием, пришел и рассказал о фильме, он очень разборчиво подошел к идее, но он и до этого слышал о ней и почти сразу принял положительное решение, что надо оказать помощь проекту из своих личных средств. В отличии от Управления культуры, в чьем ведомстве это находится. Они сказали их бюджет секвестирован. Это слово до сих пор не выходит у меня из головы, мне кажется, это что-то из тюремного жаргона. Также мы надеемся на помощь Министерства Культуры Свердловской Области, есть определенные обещания и договоренности.

Андрей Григорьев

В моей работе меня вдохновляет сам Васенин. Я вижу, как он старается. Ему 94 года, сейчас он занимается физкультурой, дыхательными упражнениями. Спасибо Тимофею Жукову, помощнику Евгения Вадимовича Ройзмана. Васенина мы готовим к поездке во Францию. У человека было яркое прошлое, и благодаря съемкам фильма у него появилось видимое будущее и довольно интересное настоящее, что по своей сути уже здорово. Сейчас мы решаем финансовую составляющую этого вопроса. Сделать это возможно только поездом в сопровождении медика, сына и правнука. Мы хотим привести его во Францию, чтобы он эмоциями и чувствами пропитал те места, где сражался за Родину, где сбежал из плена, где по-настоящему влюбился! И это будет лучшее завершение его истории для нашего фильма, и вместе с тем исполнится большая мечта Васенина.

Герой идет против препятствий, испытания усиливаются, но при этом герой не теряет лица. И это для меня важно. А любовь это та тема, которая позволила снимать фильм о нём. Литература стала кином.

Русский солдат, который прошел Францию, который победил Гитлера, который вернулся на Родину и которого поместили в ГУЛАГ, отбывать наказание за измену Родины.

Мы ярко решили вопрос с постановочными сценами, понятно, что хоть фильм и документальный, они имеют место быть. Несмотря на культурную и историческую ценность истории, нами выбран способ донесения ее до зрителя в жанре медиа. Хотя я всегда повторяю, что история Васенина настолько хорошо, что по ней можно не снимать кино, это литература.

Андрей Григорьев

Портрет Николая Максимовича Васенина. Работа уральской художницы Екатерины Поединщиковой.

Автор: Анастасия Высоцкая
Фото: Ирина Черных

Комментарии закрыты.