— Спрятать меню

Тимур Бекмамбетов: «Любовь побеждает все»

Потомок древнего казахского рода, отследивший путь своей семьи до Х века, он тем не менее не стал национальным режиссером, в чем его сегодня частенько упрекают на родине. Он любит профессиональное американское кино и душевного русского зрителя. Театральный художник по образованию, Тимур проделал трудный путь в кино: снимал рекламные ролики, продюсировал мультфильмы. Сегодня он сценарист, режиссер и продюсер в одном лице. Убежден, что только так можно делать качественное кино.

«Кураж»: Тимур, оглядываясь назад, вы можете сказать, насколько трудным оказался ваш путь в кино?

Бекмамбетов: Я закончил самую обычную школу в городе Гурьев. Воспитывала меня бабушка, родители были очень заняты. Я много читал. Благодаря мужу старшей сестры довольно близко и часто общался с художниками. Однако папа, главный энергетик Западных электросетей Казахстана, настоял, чтобы я поступал в Московский энергетический институт. В Москве тоже общался с художниками-диссидентами. К Олимпиаде меня как неблагонадежного вежливо попросили уехать из столицы. Я вернулся домой. Как все, пошел в армию, отслужил. Вернувшись, поступил в Ташкентский театрально-художественный институт. Одновременно работал на «Узбекфильме» и в театре «Имальхом». В какой-то момент понял: чтобы развиваться, надо ехать в Москву. И уехал. Снимал клипы и рекламные ролики. Потом снял первое большое кино «Пешеварский вальс». Не могу сказать, что мне как-то особенно везло, просто я старался быть последовательным.

«Кураж»: Вы сказали, что много читали, у вас была любимая книжка?

Бекмамбетов: Она и до сих пор любимая – «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и
«Незнайка на Луне». Сейчас много детских книг, но лучше этой, по-моему, нет.
Свой экземпляр я зачитал до дыр.

«Кураж»: Сейчас вам удается читать? Какие жанры предпочитаете?

Бекмамбетов: Читаю много по долгу службы. В основном сценарии. Люблю приключения, экшен, отчасти фэнтези, если там есть приключения. Сами знаете, когда на экране ничего не происходит, зрителю скучно. А, чтобы зритель затаил дыхание, его надо с самого начала основательно напугать.

«Кураж»: Вы сами пишете сценарии?

Бекмамбетов: Я обычно их переписываю. Бывают замечательные сценарии, но снимать по ним невозможно, поэтому приходится адаптировать их для кино. В таких случаях я выступаю соавтором. Ведь сценарий это такая штука, с которой начинается кино. Бывает, что прочитаешь книжку и думаешь: Вот бы по ней снять кино! И понимаешь, что это невозможно, потому что при написании сценария многое потеряется. Либо надо найти крепкого профессионала, а таких становится с каждым годом все меньше и меньше, и чтобы ему так же, как тебе, книга понравилась и он захотел по ней написать сценарий.

«Кураж»: Вы театральный художник, как вы вдруг стали и режиссером, и сценаристом, и продюсером? Насколько я понимаю, это совершенно разные профессии…

Бекмамбетов: Профессии разные, но все эти люди работают на один результат. Когда их много, труднее договориться. Бывает, что сценарий отличный, и художник – умница, и режиссер – гений, а денег нет. И наоборот. Поэтому потихоньку, по мере надобности приходилось все брать в свои руки.

«Кураж»: В какой из этих ипостасей вы чувствуете себя комфортно?

Бекмамбетов: Хороший вопрос. Незнаю. Поскольку все эти процессы разделены во времени, то получается, во всех чувствую себя комфортно. Если мне некомфортно, я работать не буду. Поэтому, прежде всего, надо создать комфортные условия для всех членов группы, чтобы каждый делал свою работу хорошо. Это все так взаимосвязано, что невозможно разделить. Но когда работают профессионалы, все складывается само собой. Для меня до сих пор непонятно, как умудряются сработаться бок о бок сотни, тысячи человек на одной съемочной площадке.

«Кураж»: Какие качества необходимы, чтобы стать режиссером?

Бекмамбетов: Воля, характер, выноcливость, крепкие нервы, умение найти верный тон в общении. Много качеств, но главное – любовь к кино. Без этого ничего не получится. Чтобы полюбить кино, надо этим с детства заболеть. И снимать с детства. Все снимать, на фотоаппарат, на телефон, искать и режиссировать забавные моменты. Выкладывать в Интернет. Это кладезь интереснейших идей, а для вас это определенный опыт. Компания молодых людей сняла ролик «Побег из офиса» – драки, перестрелки, кровь и мозги на полу – однако же 15 миллионов просмотров на YouTube. По этому ролику написан сценарий и уже снимают фильм в Голливуде. Впечатляющий пример?

«Кураж»: У вас есть муза?

Бекмамбетов: Супруга Варвара, она такой же увлеченный кино человек. Мы и познакомились на работе – она отличный помощник, идейный вдохновитель, самый первый критик и третейский судья. Как это говорится: близкий человек тот, с которым не только говорить, но и молчать хорошо.

«Кураж»: Чем вы сейчас заняты?

Бекмамбетов: Заканчиваем снимать «Елки-3». В вашем городе уже отсняты финальные сцены. К Новому году ожидается всенародная премьера.

«Кураж»: С теми же героями?

Бекмамбетов: Да, с теми же героями из тех же самых городов. С теми же артистами – Иваном Ургантом, Гошей Куценко, Машей Шукшиной, Сашей Калашниковым. Лейтмотив фильма – любовь побеждает все. Все эти истории абсолютно реальны. Нам их присылали и рассказывали зрители.

Татьяна Филиппова
По материалам пресс-конференции

Несколько фактов из жизни Тимура Бекмамбетова:

Снимает хоррор «Белки». О белках-мутантах, терроризирующих маленький американский городок.
Трейлер уже можно посмотреть в Сети. Это любимый жанр режиссера.

Кроме того, работает над производством триллера «Хардкор» с Шарлтой Копли, которую мы знаем по
фильмам «Район № 9» и «Элизиум-2».

И наконец, приступил к продюсированию новой версии романа Лью Уоллеса «Бен Гур», считающегося самой влиятельной христианской книгой XIX века. Сценарий к ремейку написал Кит Кларк, известный российскому зрителю по фильму «Путь домой». Первый фильм, снятый Уильямом Уайлером в 1959 году, получил 11 «Оскаров».

Комментарии закрыты.