— Спрятать меню

Алина Рахматуллина и Степан Тропин: «Художник работает через любовь к миру. А любовь всегда находит отклик»

Молодые, но уже невероятно успешные Алина Рахматуллина и Степан Тропин рассказали о том, как живется уличному искусству в «Свитере», как художники могут зарабатывать на своем творчестве, и почему так важно не ограничивать себя рамками.

К: – Расскажите, с чего все начиналось?

- Степан: Все просто. Мы такие же художники, как и те ребята, которые выставляются в галерее, и началось все с улицы. Потом делали огромное количество заказов и в какой-то момент поняли, что не интересно рисовать то, к чему не лежит душа, необходимо создать что-то свое. И тогда мы объединились с художниками и открыли галерею уличного искусства «Свитер».

К: – С какими трудностями столкнулись при создании галереи?

- Алина: Трудностей не было, мы ничего не боялись. До того как мы зашли в это здание, оно какое-то время пустовало, и, когда мы впервые перешагнули через порог, наши друзья сказали: «Это очень крутое помещение, но здесь необходимо провести громадную работу, вложить много времени и сил, чтобы из этого что-то получилось». Мы принялись за работу, поставив себе цель, что за полтора месяца запустим наш проект. Находились здесь круглосуточно. В итоге получили то, что имеем сейчас. На открытии мы увидели невероятное количество людей, что доказывает: такая площадка нужна городу и людям.

С: Вообще неправильный подход с точки зрения «трудно». Мне кажется, если так рассуждать, то жизнь становится скучной.

К: – У вас, насколько я знаю, и до открытия галереи, и на данный момент не существует конкурентов.

- С: Да, в России, кроме нашей галереи, не существует подобных площадок, объединяющих уличных художников. А если говорить о конкуренции, то ее нет, потому что мало кто этим занимается. Уличное искусство это очень молодое явление в России, оно находится лишь на стадии зарождения. Сейчас мы свидетели переломного момента: современная культура и современное искусство впустило в себя уличное искусство. Началось взаимодействие, и только-только шестеренки начали двигаться, интересно, что получится в итоге.

- А: Но несмотря на небольшой возраст уличного искусства, нас радует тот факт, что уже сейчас оно получает отклики. На улице я слышу, как бабушки, сидя на лавочке, говорят: «Так это же Тима Радя!» – или ребенок лет трех показывает пальцем и кричит маме: «Это уличный художник!» И совсем недавно, когда мы разрисовывали автобус, сын моей подруги, совсем маленький, первые дни ходил и с опаской смотрел на наше занятие, а потом втихушку взял баллончик и хотел помочь нам с рисунком. Это очень здорово, это вдохновляет.

К: – Кстати, о конкурентах. Недавно слышала, что Сергей Рожин, это ваш друг и художник, вместе с единомышленниками в скором времени хочет открыть галерею уличного искусства где-то на окраине города. Как вы к этому относитесь?

- С: Насколько мы знаем, это проект, который касается немного другого. И у всех разные подходы к работе. Как мы поняли, это разовый проект. На окраине города будут работать мастерские, и иногда там будут проходить выставки. Формат абсолютно иной.

- А: «Свитер» объединяет огромное количество людей, над каждой выставкой работают порядка 20 разных художников, а там ребята втроем хотят что-то создавать.

- C: На самом деле здорово, что такое происходит. Это и есть развитие, когда появляются новые инициативы, новые места, новые художники, мы только за! У нас душа болит за искусство.

К: – За полгода существования галереи на площадке прошли уже четыре выставки и состоялось множество интересных проектов. Что вам, как создателям, понравилось больше всего? Чем вы гордитесь?

- А: Например, меня радует, что эта площадка не ограничивается исключительно выставками. Мне нравится та история, которую мы придумали с различными фестивалями. Запомнилась организация первого в России независимого фестиваля боди-арта, который привлек много людей и показал жителям Екатеринбурга, как на самом деле выглядит боди-арт мирового уровня. Ведь обычно в России он ограничивается тем, что гуашью нарисовали на теле цветочек и назвали это искусством.

- С: Не было фестивалей, которые бы объединяли художников со всей России так, чтобы было действительно громко. К нам приехал Алекс Хансен из США (чемпион мира по боди-арту в номинации «аэрография». – Прим. ред.), невероятно крутой художник, он должен был провести мастер-класс, а в итоге это вылилось в большой интересный фестиваль, где он показал технику, которой владеют лишь три человека в России. И после мероприятия нам сказали спасибо за то, что открыли и показали искусство боди-арта для широкого круга людей.

К: – Как вы придумываете темы выставок?

- С: Мы стараемся экспериментировать. В основу нашей политики закладываем эксперимент. Так, чтобы и художников вытащить из привычной обстановки, смешать культуры. Устраиваем интересные задачки, которые необходимо разгадать.

- А: Возможность реализоваться в другом амплуа. И даже не столько показать себя, сколько самому над собой поработать.

- С: Мы говорили уже, что только сейчас уличное искусство начало зарождаться, и можно пойти по западным канонам, а можно бесконечно экспериментировать и выбрать что-то свое. Мы пошли по второму пути, и каждый наш проект это эксперимент. Сейчас будет пятая выставка, она будет о смешении культур. Художники будут переосмысливать литературные произведения, выставка будет посвящена книгам.

- К: Вы сами художники, а есть ли в вашем окружении художники, ваши коллеги, которые вам импонируют больше других?

- С: Конечно, есть, но называть имена конкретных людей я считаю неправильным. Все художники безумно талантливые и трудолюбивые, есть те, которых ждет фантастическое будущее, я уверен.

- К: К слову о таланте и трудолюбии. Как считаете, чтобы добиться успеха, какое качество важнее?

- С: Мне кажется, надо быть настоящим! А это значит, слышать и прислушиваться к себе. Если человек вышел на путь художника, он понимает, что для того, чтобы добиться успеха, необходимо приложить много труда и стараний. Отделить одно от другого невозможно.

- К: Я знаю многих художников, которые начали активно заниматься творчеством на последних курсах университета. Но после окончания вуза началась взрослая жизнь, и у многих встал выбор: либо семью кормить, либо творить. И до сих пор им приходится очень сложно. Что делать таким художникам?

- С: Как раз мы и являемся таким институтом, который поставил перед собой одной из основных целей – заботу о талантливых художниках, которые хотят творить.

- А: Мы понимаем, что за полгода смогли проявить себя как площадка, как минимум в Екатеринбурге, на которой художники могут себя реализовать, и сейчас мы строим систему, при которой художники могут кормить себя тем, что они делают.

- С: Мы видим, что появляются художественные произведения, которые могут быть востребованы. Поэтому хотим работать в этом направлении так, чтобы сводить людей, которые нуждаются в этих произведениях, с художниками. Мы являемся неким мостиком. Уже сейчас в галерее трудится наш большой помощник – Настя, которая помогает художникам продавать работы, являющиеся их прямым творчеством, не заказным, которое создавалось с душой и большой любовью. Ну и к тому же художники это люди, которым трудно себя организовать, и поэтому Настя помогает им собирать портфолио, например.

- А: По сути, художник продолжает делать то, что он делал, а Настя старается сделать так, чтобы его творчество нравилось другим людям. А не наоборот. В свое время мы так же ушли от «заказухи».

- С: Как зарабатывает сейчас уличный художник? Он делает какие-то заказы. Например, заказчик просит нарисовать черепашек-ниндзя, и художник рисует. Но он не может назвать эту работу своей, потому что она выполнена по нужде, а не по велению духа.

К: – А есть ли у вас совместные проекты с галереями Европы или Америки?

- С: Мы постоянно общаемся, следим за их деятельностью. И буквально на этой неделе два художника из Израиля проведут свои мастер-классы, кроме того, они примут участие в нашей пятой выставке. Будут работать совместно с нашими художниками, таким образом обмениваясь опытом. Недавно у нас проходила восхитительная выставка швейцарского плаката. И наши художники, раскрыв рты, смотрели на работы и не могли понять, как это может быть расклеено по городу. Для них это взгляд в будущее.

К: – Как вы считаете, какая выставка стала самой успешной?

- С: Они настолько разные, и результат у каждой разный. Первая выставка «Соседи» была ознакомительной, ряд музыкальных проектов, в которых участвовали Наум Блик, Саша Гагарин из «Сансары», – это был новый опыт, который невозможно сравнивать. Когда дело касалось «Простых истин», мы говорили о нерушимых высших ценностях. На последней выставке мы пытались миксовать художественную работу вместе с играми. Каждая работа – это игра, и ты можешь поиграть в «резиночки» вместе со статуями, можешь поиграть в «ножички» – это работа художника Лаушкина, которая символизирует передел мира. Все выставки были жутко интересные, и хочется, чтобы дальше было еще интересней.

К: – Вы хотели бы остаться и развиваться именно в этом здании?

- С: Буквально через несколько месяцев мы поедем в тур по пяти городам России. Сейчас собираем коллекцию с прошедших выставок, которая могла бы говорить за нас. Говорить о том, что в Екатеринбурге происходят большие перемены и зарождается новая уличная культура, новая школа стрит-арта. И конечно, мы непосредственно связаны с улицей. Когда происходит какая-то «уличная активность», то она не обходится без нашего участия. Например, на День города мы разукрасили автобус-гармошку, превратив его в настоящую гармонь, на которой играет великан. Недавно участвовали в «Ярмарке Фест», на мероприятиях «Усадьбы Jazz»…

- А: Это очень здорово, это говорит о том, что фестивали не ограничивают себя музыкой или ярмаркой, что арт-площадки востребованы, интересны людям.

- С: Я всегда считал, что есть универсальное искусство. У него есть уши, глаза… И самое настоящее искусство – то, которое ты можешь услышать, увидеть, потрогать, почувствовать. Это живое существо. Конечно, наш приоритет – это улица, и на открытии галереи «Свитер» мы сразу обозначили, что ни в коем случае не даем уличному художнику дом, мы предоставляем место, где ему будет тепло.

К: – А как вы относитесь к номинации на премию журнала «Собака» «ТОП 50 самых известных людей Екатеринбурга»?

- С: Мы стараемся быть адекватными людьми и не придавать особой важности этому событию. Все эти номинации такие условные… Как можно быть самым известным человеком в Екатеринбурге?

- А: Вся «фишка» исключительно в том, что «Свитер» привлекает огромное количество людей из разных сфер, и эти люди нас узнают. До открытия галереи у нас всегда было огромное количество друзей и знакомых, особенно из творческой среды, потому что мы всегда были «живые». Отлично, что у нас появилась возможность узнать еще больше людей, узнать друг о друге.

- С: Людей удивляет сама площадка, именно поэтому нас заметили. А вообще, на мой взгляд, в этом году премия показательна. Потому что в каждой номинации представлены наши друзья, с которыми мы взаимодействовали и до появления «Свитера». «Сансара» номинирована как лучший музыкальный проект, Олег Ягодин – актер «Коляда-театра», Андрей Григорьев – режиссер.

- А: И, знаете, очень приятно открывать каждую вкладку и видеть родное лицо.

К: – На данный момент вы уверенно лидируете. Как вы сами считаете, заслуженно?

- С: Карлос Кастанеда говорил, что надо искоренять из себя свою важность! Для того чтобы делать волшебство, не надо думать, что ты важный. Нам приятно, но мы говорим «нам», имея в виду галерею.

К: – Какие дальнейшие планы у галереи современного искусства «Свитер»?

- С: Удивлять, экспериментировать. Планируем и дальше быть внимательными к тому, что происходит, отвечая интересам окружающего мира. Заниматься развитием уличного искусства.

- А: Надеемся, что нас вместе с Екатеринбургом впереди ждут новые интересные и громкие проекты.

К: – Правила жизни Алины и Степы?

- А: Быть открытым. Быть открытым миру, чувствовать и слышать себя, по-настоящему быть внимательным к тому, что происходит внутри тебя.

- С: Это наше общее правило. Можно добавить лишь то, что нужно быть добрым к миру и окружать себя добром.

 

Комментарии закрыты.