Она не просто ведущая – она волшебница. На протяжении шести сезонов реалити-шоу «На 10 лет моложе» на «Первом канале» Светлана Абрамова вникает в каждую историю и помогает героям измениться не только внешне, но и внутренне. Хотя в реальной жизни нашей героини не было доброй «феи-крестной» и помощников с волшебной палочкой – она сделала себя полностью сама.
– По какому принципу вы выбираете героинь в шоу?
– Во-первых, это внешние данные. Героиню должен одобрить Сергей Николаевич Блохин, наш пластический хирург: посмотреть ее лицо, фигуру, чтобы понять, изменит ли его работа что-нибудь. Есть женщины, которым пластическая операция не подходит. Потом героиню обследует Олег Конников, стоматолог. И как уже показали предыдущие сезоны – для него невозможного нет. Он исправляет любую ситуацию и создает потрясающие улыбки.
– Героини сами подают заявки?
– Все желающие заполняют анкету на сайте Первого канала. Иногда дети втайне заполняют анкету за своих родителей. Недавно мы проводили живой кастинг на который приехали около двухсот человек со всех уголков нашей страны. Подчерку, в проекте могут принимать участие только граждане РФ. Если говорить о возрасте, то обычно это женщины от 42 до 56, у нас были и 65 – летние героини, но скорее это исключение из правил. В этом возрости гораздо сложнее проходит процесс реабилитации, если уж к нам попадали такие героини то все они обладали отменным здоровьем. У молодых женщин тоже есть возможность попасть к нам на проект, при условии, если женщина в 35 выглядит на 45 лет. За всю историю проекта была одна такая героиня.
– 70 героинь, 70 историй – и все реальные?
– Абсолютно реальные, и это второй важный фактор при выборе участницы после того, как героиню одобрят доктора, она сдаст анализы и будет подходить по состоянию здоровья. Ключевой момент – это интересная история, которая должна захватывать нас и зрителей. Героиня должна понимать, что нужно рассказывать все как есть на самом деле. Некоторые приходят и говорят, что хотят измениться для себя, может быть найти мужчину, но видно, что они лукавят. Мы выводим их на чистую воду. Иногда героини не хотят рассказывать о какой-то проблеме на всю страну, но у нас именно такой формат проекта. Важно, чтобы человек был искренним в кадре.
– Даже представить сложно насколько сильно меняются героини на проекте – жесткая перезагрузка, после начинается другая жизнь… Вы знаете продолжение их историй?
– Наш проект – это некий перевалочный пункт для женщины. Естественно, она приходит с огромным желанием измениться, мы даем ей этот шанс. Доктора сделают операцию, стилисты подберут прическу и макияж, одежду, то есть покажут ей, какой она может быть. Дальше она может это поддерживать при желании, а может вернуться в свою прошлую жизнь. Мы не можем следовать за ними по пятам. Если героини изъявляют желание с нами общаться, мы с удовольствием поддерживаем с ними связь в соцсетях. Бывают случаи, когда героине не нравится ее преображение. Ее устраивает операция и улыбка, но совершенно не устраивает новый стиль, и она через какое-то время возвращается к своим прежним привычкам и предпочтениям. И здесь мы ничего не можем сделать.
– Мне кажется, что легко работать с молодыми, когда они открыты к изменениям, а у вас героини с устоявшимся мировоззрением…
– Некоторые меняются. Например, была чудесная героиня 64 лет, она кардинально изменилась на проекте. После мы пригласили ее, чтобы она встретилась с нашей новой участницей. Она сказала: «Да, тебе сейчас нелегко, но посмотри на меня: прошел год, и как я прекрасно выгляжу». Эту сцену мы сделали, чтобы показать, что все отлично и потом. Тем более что максимальный эффект от пластической операции достигается спустя год. Съемки длятся два месяца, этого достаточно, чтобы был виден первый результат, но не дают полную картину изменений.
– В год вы можете снимать не более 6 передач?
– Мы снимаем пулами: сначала у нас три героини, через неделю еще три. Мы за месяц ведем от 3 до 6 участниц.
– Как ты успеваешь так быстро вникнуть в историю женщины? Ты же работаешь с каждой индивидуально…
– Нужно стать для человека родным. Я успеваю сблизиться и действительно понимаю каждую героиню. Есть женщины с тяжелым характером, которые могут конфликтовать даже с режиссером. В такие моменты я подхожу к нему и пытаюсь донести, что женщина со сложной предысторией, она совершенно измотана, у нее за последнее время не было положительных эмоций в жизни. Начало шоу – очень тяжелый момент для каждой женщины. Когда ты прожила полжизни и получила злостные обвинения в том, что ты ужасно выглядишь, от совершенно посторонних людей, все это пережить, осознать и принять по-настоящему трудно.
– Но не все героини могут воспринимать критику, некоторые могут сломаться?
– Мы тактично пытаемся донести информацию. Не просто констатируем, какой у нее непрезентабельный внешний вид и как все плохо, а говорим: «Да, все плохо, но есть четыре профессионала, которые помогут тебе не просто советом, а делом. Они с завтрашнего дня начнут исправлять те недостатки, которые сейчас заметны окружающим».
– Как ты считаешь, смысл передачи – призвать всех не доводить себя до такого состояния?
– И в этом в том числе. Шоу – это профилактика. Я столкнулась с тем, что у нас нет культа ухода за зубами. Даже у звезд есть что исправлять. А все почему? Потому что вовремя не занимались зубами, не обращали внимания, не придавали значения. И конечно, в каждой программе наш стоматолог Олег Конников говорит, что такая проблема с зубами случилась у героини не вчера, она формировалась много лет. Нужно понимать, что нельзя ходить к стоматологу раз в 15 лет. Это ваше здоровье, и за ним надо следить. И поэтому одна из целей нашей программы – показать, что нужно за собой ухаживать. Если нас смотрят те, у кого все немножко запущено, то для них это призыв к действию. Конечно, решиться на пластическую операцию и позволить ее себе сможет не каждый, но изменить прическу и стиль реально для любой женщины. Главное – мы уделяем внимание внутреннему преображению. Например, приходят женщины поникшие, которые не верят, что все получится, а мы их преображаем не только внешне, но и внутренне. Даем им заряд уверенности в себе, и в том, что у них все впереди и можно изменить свою жизнь. Многие женщины, которые смотрят проект, пишут: «Я думала, что в 55 лет жизнь заканчивается, а теперь понимаю, что и у меня может все получиться, и я на многое способна…»
– Два месяца – короткий срок: многие женщины годами ходят к психологу, и ничего не меняется…
– У нас они правда меняются, и преображение выглядит так: естественно, сначала мы видим внешние изменения, а потом внутренние. Например, приходит женщина абсолютно тихая, робкая, невзрачная. А когда с ней встречаемся в финале шоу, у нее появляется характер, она может сказать: «Я этого делать не буду, это не хочу», – она начинает капризничать. С одной стороны, это немножко обижает, с другой – я понимаю, что женщина наконец-то почувствовала уверенность, и это хорошая тенденция.
– А эти моменты показывают в эфире?
– Конечно, показывают. Мы иногда снимаем на телефон, чтобы не упускать таких моментов, если это происходит за кадром. Мы хотим, чтобы наш зритель видел все, потому что это реалити. Постановочных эмоций у нас нет. Это реальные слезы, переживания, радости, визг от восторга!
– Над проектом работает большая команда. В чем состоит твоя самая главная задача как ведущей?
– Скоординировать и сбалансировать работу всех. Во-первых, познакомиться с нашей героиней, понять ее историю, мотивацию, желания. У всех женщин, если не вдаваться в подробности, одни и те же желания, стремления и мечты. Либо личная жизнь, либо карьера, либо дети. Все истории начинаются по-разному, но сходятся в одной точке – это обида на мужа, жизнь или еще на что-то. Моя мама – это пример комплекса тех проблем, с которыми к нам приходят женщины: у нее были проблемы в личной жизни, недопонимания с детьми. Например, приходит женщина, которая является, скажем так, возрастной мамой. Ее ребенок только пошел в школу, а ей уже 55 лет, и окружающие считают ее бабушкой. И я понимаю ее проблему, потому что мама родила меня в 38 лет, некоторые считали, что она моя бабушка. Или другая ситуация: героиня говорит, что жила всю жизнь ради ребенка и не могла построить личную жизнь, ребенок вырос, а она осталась одна. Здесь я тоже прекрасно понимаю ее, потому что мама вырастила меня в ущерб своей личной жизни. Или, например, приходит женщина, которая не может выйти из депрессии, потому что потеряла ребенка. И здесь я тоже ее понимаю – я видела переживания своей мамы, ее боль, когда погиб мой брат. Работа с героиней – это тонкий анализ.
– Есть ли у всех русских женщин одна общая проблема?
– К нам счастливые женщины не приходят, чаще всего к нам попадают те, у кого не сложилась личная жизнь, их обидел мужчина. И эта обида разрушает их.
– Наверное, действует еще выборка по достатку. Потому что женщина обеспеченная вряд ли чувствует себя забитой…
– Наши героини – обычные женщины. Но у нас есть и известные персоны, которые тоже нуждаются в помощи. Например, к нам приходила Галина Данилова из передачи «6 кадров», она могла позволить себе операцию, но боялась довериться сторонним специалистам. В наших она была уверена. У нас была и бывшая солистка группы «Комбинация» Татьяна Иванова, она не боялась, что вся страна ее увидит «сбитым летчиком». У нас была Наталья Бондарчук, которая является видным деятелем культуры. Потом актриса Ирина Бразговка. А совсем недавно был выпуск с Мишей Гребенщиковым.
– Получается, ваш проект рассчитан не только на женщин?
– Миша был звездой «Фабрики звезд», он хороший специалист и отличный музыкант. Сейчас он работает в школе Аллы Пугачевой, но ему нужна «перезагрузка». Когда мы объявили, что ищем героя-мужчину, к нам поступило много заявок. Они тоже хотят меняться и преображаться. И истории у них тоже разные: кто-то так хочет реализовать себя. Например, у нас был кандидат, который хотел попасть в проект «Голос», но стеснялся своей внешности. Из любого мужчины можно сделать привлекательного человека. У нас в стране вообще мало ухоженных мужчин, и программа должна показать: выглядеть привлекательно – это норма.
– Давай теперь поговорим о тебе. Как ты пришла к себе сегодняшней?
– Я долго шла. Нащупывала то, что хочу, но не была уверена. В моем случае большую роль сыграло стечение обстоятельств, я попала в нужное место в нужное время. Когда приехала в Москву и стала работать на РЕН ТВ, я вставала в три утра, приезжала, читала огромную кипу газет, выбирала нужную информацию для эфира. Сейчас задумываюсь, зачем надо было себя так выматывать. Но в таком режиме я работала всего года два, и на тот момент у меня была от этого эйфория, я получала удовольствие. Потом у нас появился проект «Выход в свет», который тоже дал мне большой опыт. Я всегда стремительно шла вперед, у меня не было стратегии на 10 лет, но было четкое представление, чего я хочу сейчас. Я сделала себя маленькими шажками.
– Как обычно, лучшая школа – это твой опыт.
– У меня были еще и прекрасные учителя – например, по журналистике и технике речи. Когда я первый раз села перед камерой и прочитала текст, я была ничего, но далека от совершенства.
– В программе ты эффектная девушка: локоны, каблуки. В жизни ты так же одеваешься?
– В жизни я более гранжевая.
– Как популярная ведущая на федеральном канале, ты поддерживаешь светскую жизнь в Москве?
– Когда я была одна, мне было некомфортно. Сейчас есть молодой человек, с которым мы прекрасно проводим время на всех светских раутах. Моя аудитория – женщины возрастной категории «55+» и дети. Мне приятно, что меня узнают именно дети, ведь в программе мы пропагандируем такие ценности, как жизнелюбие, оптимизм и доброту. Надеюсь, они это впитают.
– Что для тебя значит понятие self-made woman? Можешь ли ты себя такой назвать?
– Да, могу. Я действительно сделала себя сама, а главным мотиватором были мои мечты. Когда мне говорили, что у меня что-то не получится, я стремилась доказать обратное. Мне хотелось чего-то достичь. Например, мама в силу переживаний за меня предостерегала от каких-то рисковых поступков, но у меня был обратный эффект – я шла и делала.
– А как тебя мотивирует твой молодой человек?
– Он является примером классического мотиватора, всегда меня поддерживает, подбадривает, говорит, что я самая лучшая и потрясающая.
– Что самое главное для ведущей?
– Бешеная работоспособность и адекватность. Каким бы профессионалом ты ни был, ты должен оставаться человеком. Телевидение это командная игра, поэтому адекватность – это ключевая способность. Я за easy life: не надо сводить себя с ума, все должно быть легко, естественно и в удовольствие.